Главная Поиск Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ Вестник МАГ МАГ-ВИДЕО ЗАСТРАХОВАТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ  
Поиск в документах
О МАГ - ЭНЕРГО
Документы МАГ - ЭНЕРГО
Опыт Москвы
Энергоаудит
Голосование
Как Вы оцениваете качество услуг по энергообеспечению в Вашем городе?

Высокое
Низкое
И услугами ЭТО не назовешь !!!

Вопросы ценообразования на рынке услуг по энергоаудиту


Д.Д. Огородников, зам. директора энергоаудиторского подразделения «ЭКОПРОК»

 

Одним из наиболее сложных обсуждае­мых условий в переговорном процессе между учреждением Госэнергонадзора или энергоа­удиторской организацией и инспектируемым предприятием — энергопотребителем явля­ется определение договорной цены на услуги аудиторов. Государственных расценок, тари­фов или ставок на данные услуги сегодня не существует. Ранее существовавшие тарифы чаще всего не применимы, так как были раз­работаны во времена застоя и стабильности цен, а за прошедшие десятилетия возникли ценовые диспропорции практически на все виды товаров и услуг, что затрудняет, если не сказать делает невозможным, определение на базе старых справочников справедливой цены на услуги энергоаудитора. К тому же опыт показывает, что в неравных условиях с инспектирующей организацией оказывается проверяемое предприятие. Как правило, в экономических службах большинства рос­сийских предприятий нет тарифных спра­вочников соответствующего профиля, или они давно утрачены.

Подходы к разрешению обозначенных противоречий можно определить, воспользо­вавшись § 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в котором установлено: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий догово­ра, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, рабо­ты или услуги».

Руководствоваться приведенной нормой ГК РФ для продолжения поиска принципов и правил ценообразования в энергоаудите воз­можно, если прояснить вопросы определения сравнимости обстоятельств и аналогичности услуг с другими видами хозяйственной дея­тельности, в которых проблемы ценовых дис­пропорций уже преодолены.

Первый вопрос разрешим достаточно лег­ко. Сравнимыми можно считать обстоятельст­ва, в которых удовлетворяется всякая типич­ная и повторяющаяся потребность хозяйству­ющего субъекта в покупке целесообразных или обязательных услуг по независимому ин­спектированию отдельных видов деятельнос­ти предприятия. Например, аудиторская про­верка, итоги которой выносятся на собрание акционеров, или проверка качества товаров, продаваемых потребителю (равно как аттеста­ция внутренней системы контроля качества), и многое другое. Обстоятельства подготовки соглашения с энергоаудитором сравнимы с об­ширным множеством обстоятельств, в кото­рых покупается инспекторская услуга.

Дальнейшим шагом становится поиск ана­логий в многообразии покупаемых предприя­тием инспекторских услуг. Многократно упомянутый выше и лексиче­ски наиболее близкий вид услуг по (финансо­вому) аудиту не слишком подходящий аналог для поиска решения по ценообразованию. Норматива государственного уровня не суще­ствует. Практика демонстрирует два основных подхода: цена услуги как доля от оборота и по­часовая оплата работы инспекторов. Первый подход реализуется, как правило, в долгосроч­ных отношениях инспектора и клиента. В на­шей проблеме (взаимоотношений энергоауди­торов и хозяйственных комплексов) преце­дентов исчезающе мало. Второй подход — чис­то западный, опирающийся на многократно воспроизводимые национальные и междуна­родные аудиторские стандарты. В отношении энергоаудита вряд ли оправдано использовать при определении гонорара инспекторской компании размер почасовой оплаты, коррели­рованной с уровнем квалификации инспек­торского персонала. Принципиальным явля­ется отличие в характере труда ревизоров. При проведении общего (финансового) аудита преимущественно требуются приемы ти­пичной работы бухгалтеров. В работе энерго­аудитора необходимы как аналогичные бухгал­терские трудовые приемы, так и использова­ние технических средств, и довольно сложной современной контрольно-измерительной ап­паратуры. Расхождение в квалификации ин­спекторского состава существенно шире. Сто­имость эксплуатации аппаратных средств и размер их амортизации заранее, до заключе­ния договора, определить практически не — возможно. Техноаудит, которым по существу является в заметной доле энергоаудит, отнормирован значительно слабее, чем работа бух­галтеров и финансистов.

Вместе с тем некоторые виды техноаудита распространены достаточно широко, имеют устойчивую нормативную базу, испытывают слабые колебания стоимости и демонстриру­ют устойчивое сопровождение ценовых про­цессов.

Представляется, что наиболее близким аналогом энергоаудиту можно считать такую разновидность техноаудита, как покупаемые предприятиями периодически регламентные технические осмотры (ТО) автотранспортно­го средства. Рассмотрим сходства в характере приобретения и реализации этих видов услуг.

Мотивационная база при совершении хо­зяйствующим субъектом обеих видов сделок имеет много общего. В отношении обеих видов техноаудита действует реальная потребность изнутри предприятия. В отношении служебно­го автотранспорта все виды осмотров (от ТО-1 до ТО-3) рассматриваются как один из важней­ших способов обеспечения эффективной, бес­перебойной и безаварийной эксплуатации тех­ники. В отношении энергетического и ресурсопотокового оборудования (электрохозяйства, систем вентиляции, отопления, водоснабже­ния и водоотведения) мероприятия по энерго­аудиту и получению энергетического паспорта предприятия также рассматриваются как один из важнейших способов обеспечения эффек­тивной, бесперебойной и безаварийной экс­плуатации инженерной инфраструктуры пред­приятия. Оба упомянутых вида техноаудита проводятся под императивом внешних требо­ваний государственных надзорных органов. ТО проводятся по регламентам ГИБДД и Мин­транса, с длинным шлейфом правовой базы и четко определенных процедур. Требования по проведению энергоаудита заложены в законо­дательной базе по энергосбережению и прово­дятся по регламентам инспекторских органов Госэнергонадзора.

У обоих видов техноаудита есть еще не­сколько общих свойств экономического ха­рактера, учет которых позволяет утвердиться в восприятии их, как близких аналогов. Трудо­вые процедуры внутри данных видов техноау­дита имеют много общего. В равной мере тре­буется выполнение контрольных операций по учетным регистрам, выполнение наблюдений и осмотров в прямом понимании данного вида работы, необходимо проведение измерений с использованием инструментария, приборов и аппаратуры. Для определения цен на подоб­ные услуги, как упоминалось выше, требуется корректная оценка трудозатрат, и выполнить ее одинаково сложно. Оба вида аудита являют­ся частью эксплуатационных (накладных) рас­ходов предприятия. Упомянутые расходы в равной мере (пропорции или тенденции) от­слеживают изменения цен на энергоресурсы, происходящие в народнохозяйственном ком­плексе. Исходя из приведенной выше анало­гии в характере трудовых процессов при про­ведении работ по инспектированию, логично сделать вывод о том, что у обоих видов техно­аудита в равной мере должны отслеживаться изменения цен на оплату труда персонала. Обе пропорции в отношении соответствующим совокупным затратам имеют одинаковое свой­ство нарастать при снижении объема эксплуа­тации и уменьшаться при росте эксплуатаци­онных расходов. Все упомянутое позволяет воспользоваться аналогией для выработки ис­комых правил ценообразования, с учетом про­цедуры, оговоренной в Гражданском кодексе. Остается только вычленить долю затрат на ТО в общей цене эксплуатации транспорта и воспользоваться такой пропорцией в перего­ворах по проведению энергоаудита.

Стоимость техноаудита служебного легко­вого автомобиля составляет от 3% до 5% стои­мости годовой эксплуатации транспортного средства. При выполнении данной оценки уч­тены: амортизация, горючее, смазочные мас­ла, заработная плата водителя и двукратное в течение годаТО-3, регламент, который и явля­ется техноаудитом.

Чтобы перенести аналог из данной облас­ти хозяйственной деятельности на область ресурсоэнергообеспечения и пользоваться им впоследствии, выполним несколько практиче­ских оценок.

Определим ориентировочно цену догово­ра при проведении переговоров между пред­приятием — энергопотребителем и энергоау­дитором. Чтобы оценки были корректными, учтем то обстоятельство, что доля оплаты труда о стоимости годовой эксплуатации транс­портного средства составляет ориентировоч­но 35%. Дополнительно позволим допущение не учитывать амортизации (крайне выгодное любому директору или главному инженеру), что легко оправдывается повсеместным изно­сом основных фондов и оборудования, их низ­кой остаточной стоимостью. Тогда необходи­мо просуммировать годовые затраты предпри­ятия на базовые жизнеобеспечивающие ресур­сы (электрическую и тепловую энергию, рас­ходы на вентиляцию, водообеспечение и водоотведение). Далее следует помножить полу­ченную сумму на коэффициент 1,35, с тем, чтобы учесть трудозатраты, а от полученной суммы рассчитать интервал величин между 3% и 5%, в рамках которого разумно прово­дить уторговывание в ходе переговоров.

Посмотрим эту величину в реальных циф­рах, полученных от конкретных объектов. Из этических соображений и обязательств по со­хранности коммерческой тайны не будем назы­вать наименования объектов и адреса. Приве­дем только некоторые данные, требуемые для адекватной оценки рассчитываемых величин читателем. Оба предприятия производствен­ные. Одно размещено в городской среде, не имеет собственной котельной, функционирует в одну смену, около 1000 рабочих мест, не энер­гоемкое, преимущественно металлообработка, несколько цехов и многоэтажное здание заво­доуправления. Совокупный годовой объем пла­тежей за энергоресурсы и воду составляет 7 миллионов рублей. По предложенной внима­нию читателя методике база для переговоров о цене с энергоаудитором находится в интервале от 280 тысяч рублей до 470 тысяч рублей. Вто­рое предприятие более крупное, размещено на обособленной территории вне городской чер­ты. Энергоемкое, расходующее на технологию много тепловой энергии (мебельное производ­ство), имеющее собственную котельную, десят­ки зданий и сооружений, около 3000 рабочих, двухсменный режим производства. Совокуп­ный годовой объем платежей за энергоресурсы и воду около 50 миллионов рублей. По той же методике база для переговоров о цене находит­ся в интервале от 2 до 3,4 миллиона рублей.

Полученные величины кажутся очень большими ровно до того момента, пока рачи­тельный хозяин не просчитает экономичес­кий эффект от контракта на энергоаудит. За­вершается такой контракт программой ресурсоэнергосбережения предприятия. Профес­сионально выявленный потенциал экономии показывает, что для первого предприятия в результате энергоаудита появляется возмож­ность сберегать до 1,5 миллионов рублей в год. Для второго предприятия цифры возмож­ной экономии на порядок выше до 15 милли­онов рублей. В обоих случаях затраты на энер­гоаудит окупаются за 2-3 месяца.

Поиски справедливой цены являются «тон­кой матерней», поэтому для окончательной уве­ренности в справедливости рассуждений вы­полним оценку того, не слишком ли много «за­прашивают себе» энергоаудиторы. Возьмем кажущийся наиболее ярким случай, когда стои­мость договора будет 3,4 миллиона рублей. Практика показывает, что трудоемкость полно­масштабного энергоаудита такого объекта со­ставляет около 2000 человеко-часов при ис­пользовании даже самых современных прибо­ров (бригада 10 человек, срок — около 1,5 месяцев). Выработка на одного аудитора со­ставляет 1700 рублей в час, те же самые 3,4 мил­лиона рублей в год (разумеется, при полной за­грузке и работе на других объектах), или в иных терминах — один штатный энергоаудитор обес­печивает своей фирме около 120000 $ выработ­ки в год. Для эффективной экономики такая ве­личина душевой выработки является вполне средней или даже несколько ниже средней.

После публичной дискуссии по поднятым вопросам и ряда положительных прецедентов представляется целесообразным издание нор­мы, превращающей изложенный и скорректи­рованный практикой подход, в общеупотребимое правило. А директора предприятий будут заключать контракты с энергоаудиторами, также задумываясь не слишком надолго, как они это делают, отправляя в очередной раз на ТО служебный автомобиль.



  Главная Поиск Новости Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ  
  Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов  
© 2001-2016 Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов
  Rambler's Top100 Rambler's Top100