Главная Поиск Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ Вестник МАГ МАГ-ВИДЕО  
Об Ассамблее / Международный форум МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в градостроительстве» в рамках празднования Дня столицы (4-7 июля с.г.)
Поиск в документах
Международного форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в градостроительстве» в рамках празднования Дня столицы г. Астаны(4-7 июля с.г.)
     
 






 
                      

Сводный доклад

Международного Форума МАГ

«Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве»

Астана, 4–6 июля 2008 года

                         
1.  Постановка проблемы

Все столицы и крупные города стран СНГ переживают время активных поисков соединения имеющегося градостроительного и архитектурного наследия с требованиями нового времени. В последнее время на всем пространстве СНГ принципиально изменялись социальные и имущественные отношения, возникли новые субъекты градостроительного и архитектурного заказа (частные компании и фирмы), коренным образом изменились требования к градостроительной среде и к жилищу горожан, обозначались индивидуально транспортная перенасыщенность и ограниченность пространства городов для размещения новых объектов жилья, бизнеса, торговых, спортивных и культурно-развлекательных центров.

По социологическим опросам подавляющее большинство жителей практически всех столиц и крупных городов стран Содружества не удовлетворяет качество их жилья, качество городских транспортных артерий и т.п. При этом, чаще всего, не удовлетворяют и те новейшие градостроительные и архитектурные решения, которые резко контрастируют с прежней застройкой. В еще большей степени это относится к оценке предлагаемых архитектурных решений, рассчитанных на реализацию в течение ближайших десятилетий. Не удивительно, что Генеральные планы столиц и крупных городов разрабатываются и принимаются с большими трудностями. В этих условиях тема Форума «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве» должна расшифровываться как переход от ныне существующих, исторически сложившихся городов, в значительной степени воплотивших идеи «социалистического города» к новому типу городских поселений.

От того, какими будут эти города, во многом зависит политическая, социальная и экономическая жизнь в странах СНГ. Наши страны именно сейчас, впервые в новой истории, следуя дорогой устойчивого развития, должны смотреть далеко вперед, решая не только назревшие текущие, но и стратегические задачи.

Во многих столицах и крупных городах стран СНГ уже разрабатываются и даже приняты обновленные Генеральные планы, но практика показывает, что наличие одного такого документа - документа градостроительного планирования, сегодня недостаточно. Сегодня городам нужна система полноценного стратегического социально-экономического планирования и управления.

Генпланы и Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов, не дублируя и не заменяя друг друга, и, тем более, не отменяя десятки реализуемых городских программ, схем, планировок, должны стать консолидирующей и целеполагающей основой для разработки и реализации перспектив развития каждого города. Материалы, представленные городами-членами СНГ, свидетельствует о единых подходах к тому, что Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран СНГ должны стать с учетом новых проблем и рисков, с которыми они встретятся в отдаленной перспективе, консолидированным выражением интересов жителей, бизнеса, общегородских и муниципальных властей, общественных организаций.

 

2. Требования к стратегии социально-экономического развития столичных и крупных городов

Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран СНГ должны способствовать отказу от крайне вредных представлений о том, что современное, весьма относительное благополучие этих городов является само собой разумеющимся и неизменным. Стратегии должны противопоставить таким взглядам конкретные предложения по развитию крупнейших городов каждой страны в условиях жесткой региональной конкуренции. Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов должна встроить идеологию планов и программ решения проблем сегодняшнего дня в структуру решения новых и, возможно, еще более острых проблем, с которыми столкнется каждый житель города и каждый предприниматель в ближайшие пятнадцать - двадцать лет. Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран Содружества должны обосновать логику переориентации городского управления на такие формы и методы его работы, которые позволят обеспечить устойчивое функционирование городов и эффективное выполнение его предназначения, - его миссии в принципиально иных демографических, социальных, экономических и ресурсных условиях первой четверти XXI века.

Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран СНГ необходимы и потому, что в современный период выявлялась принципиально новая проблема градостроительства и архитектуры, которая не была актуальной еще до 20 лет назад и которая непосредственно связаны с темой Форума « Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве». Эта проблема состоит в том, что градостроительство и архитектура всегда ориентировались на века, а жизнь меняется все быстрее, и время течет иначе, чем в прошлом веке. Города, построенные в XIX веке или в начале XX века, устраивали горожан в течение многих десятилетий. Построенное в пятидесятые – шестидесятые годы оказалось устаревшим через два десятка лет, а многое из того, что строится, сейчас перестанет удовлетворять требования горожан уже через несколько лет.

 

3. Миссия столичных и крупных городов стран Содружества Независимых Государств

В связи с этим крайне важно определить миссию столиц и крупных городов стран СНГ. На предыдущем Международном Форуме “Мегаполис: XXI век”, который был инициирован МАГ и прошел в апреле т.г., уже была обозначена одна из главнейших составляющих миссии этих городов – быть ресурсом развития прилегающих территорий и стран в целом. Для этого есть все предпосылки, поскольку столицы и крупные города стран Содружества представляют сгустки исторически накопленной энергии преобразований в жизни самих горожан, в организации пространства страны, в политике, экономике, социальной сфере, в науке, образовании и т.п. Поэтому миссией столиц и крупных городов СНГ должна стать реализация политики развития многофункционального крупного города, экономическое и социальное благополучие которого основано на гармоничном сочетании кардинально обновленного производства и принципиально модернизированной сферы услуг, инновационно ориентированной науки и лучших традиций отечественного образования. Миссия столиц и крупных городов СНГ – стать центром социально ориентированных реформ. Миссия наших городов в том, чтобы создавать, опробовать и распространять новое, чтобы стать центром перевода целых стран на инновационный путь развития.

Градостроительная и архитектурная деятельность в столицах и крупных городах стран СНГ должны учитывать, прежде всего, эту миссию указанных городов, которая, в отличие от любых программ и планов, будет неизменной в течение многих десятилетий. Правильность реализации миссии столиц и крупных городов в практике градостроительной и архитектурной деятельности должна определяться единственным критерием – повышение качества жизни всех социальных групп горожан.


4. Стратегическое прогнозирование развития столичных и крупных городов и задачи преобразования их экономической базы

До сих пор на пространстве СНГ строились города, в которых люди должны были подстраиваться под градостроительную концепцию, а сейчас нужно так строить города и принимать такие архитектурные решения, которые будут соответствовать предпочтениям жителей через 20-30 лет, новому качеству и новым условиям жизни. Поэтому следует, прежде всего, озаботиться грамотным научно-обоснованным стратегическим прогнозированием развития демографической, социальной, экономической, экологической ситуации в столичных и крупных городах и только вслед за этим принимать ответственные градостроительные и архитектурные решения. В настоящее время на пространстве СНГ нет практически ни одного крупного города, который не озаботился бы разработкой своей стратегии и нет ни одного города, который был бы доволен результатами этих разработок. Дело, видимо, в том, что для разработок полноценных стратегий нужны научные подходы и специальные методологии. Пока еще ни наша наука, ни наши проектные организации не умеют смотреть в будущее дальше чем на несколько лет. И это не их вина. Просто жизнь стала очень динамичной и все стало меняться очень быстро, а способность учета долгосрочных изменений пока еще не разработана. Это относится, в первую очередь, к градостроительным и архитектурным решениям, связанным с динамикой экономической базы каждого города.

В перспективе не следует представлять столичный и вообще крупный город как город только торговый или как только культурный или образовательный центр. Стратегически любой крупный город стран СНГ должен быть городом полифункциональным, он должен обеспечить возможность всем жителям города, всем слоям населения, возможности для приложения своего умения, своих знаний, своего труда, своего отношения к делу. Поэтому в любом городе, должен сохраняться и такой его компонент, как промышленность. Но какой она должна быть? Да, производство должно быть инновационным по технологии, по производимой продукции, по квалификации кадров. Но какой прогноз сейчас нам скажет, сколько нужно работников на этих новых заводах? Какой должна быть их квалификация? Кем будет востребована их продукция? Рынок не может решить все эти задачи в социально-оправданном режиме.

 

5. Демографическая ситуация и задачи повышения качества жизни

Градостроительная и архитектурная деятельность в столичных и крупных городах должна учитывать необходимость преодоления негативных тенденций в демографии, и нас не должно успокаивать то, что это – общая беда всех крупных городов развитых стран. Так, население России стареет и сокращается, и многие считают это естественным процессом. Но этот процесс можно приостановить. Например, в Москве начала сокращаться детская смертность (и это стало устойчивой тенденцией): медленно, но все же увеличивается продолжительность жизни москвичей; растет число создаваемых молодых семей. Но всего этого явно недостаточно. В Стратегии развития Москвы поставлена задача выработки и реализации своей собственной демографической политики, в основе которой должны быть меры, которые в настоящее время можно наиболее успешно реализовать в условиях любого крупного города стран СНГ.

В первую очередь, это переход к практическому воплощению идеологии здорового образа жизн и, которую нужно внедрять в сознание и образ поведения горожан с самого раннего возраста. Это – активная антиреклама употребления алкоголя и курения, кардинальные меры борьбы с наркоторговлей, ответственное отношение к своему здоровью. Если городам не удастся пойти по этому пути, нам не помогут ни бесплатная медицина, ни бесплатные лекарства, на которые уходит большая часть городских бюджетов. Нужно вкладывать деньги в то, что сократит потребность и в медицинских услугах, и в лекарствах, а это, прежде всего, массовый спорт, строительство физкультурных комплексов, помещения для работы кружков, детских мастерских и т.п. Это, на наш взгляд, должно стать самостоятельным стратегическим направлением градостроительной политики.

Отдельный и крайне важный вопрос – демографические последствия миграционной политики. Столицы и крупные города стран Содружества и как и все крупные города мира, не могут обходится без миграционного пополнения трудового баланса. Но, зная к чему приводит либеральная миграционная политика на Западе, мы должны пойти стратегически иным путем – путем целенаправленного приглашения нужных городу мигрантов и превращения той их части, которая пожелает остаться на постоянное жительство, в полноправных горожан, разделяющих национальные интересы и поддерживающих систему традиционных ценностей. Эти люди должны получить в самих городах профильную переподготовку, их дети должны учиться в городских школах, они должны иметь такие же права на жилье, услуги здравоохранения и социальную поддержку, как и коренные горожане.

 

6. Дом и работа

Стратегическим направлением повышения качества жизни жителей столичных и крупных городов стран СНГ следует считать расширение возможностей и обеспечение полной доступности для каждого трудоспособного человека в поиске работы, соответствующей его квалификации. Например, уже сейчас в Москве можно найти работу в быстро развивающихся секторах сервисной экономики, во всех без исключениях отраслях потребительского рынка и социальной инфраструктуры (в первую очередь, в здравоохранении, образовании, в центрах социальной поддержки малообеспеченных слоев населения), в коммунальном хозяйстве и на транспорте всех видов (от метро до такси), в индустрии досуга, в туристической деятельности, в науке и искусстве, в финансово-кредитной сфере, наконец, в системе федерального, городского и районного управления. Но градостроителям и архитекторам нужно учитывать, кто и где будет работать через 20–30 лет, где будет жить и как добираться до работы, нужно ли будет это делать и т.п.

В странах СНГ уже научились проектировать и строить жилые районы и микрорайоны с комплексным обустройством территорий (детские учреждения, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, магазины, гаражи, озеленение и т.п.). Но предстоит решить одну из самых сложных в современном городе задач – содействовать росту доходов и занятости населения за счет создания новых мест приложения труда вблизи проживания горожан. Эта задача может быть решена путем приоритетного размещения малого и среднего бизнеса вблизи жилья, что позволит, в частности, трудоустроить тысячи молодых родителей, людей ограниченной трудоспособности, пенсионеров, желающих и умеющих работать с детьми и подростками и т.п.. Это – действительно стратегическая градостроительная задача огромного социального и экономического значения, и в ряде столичных и крупных городов стран СНГ уже приступили к ее практическому решению на уровне нескольких городских программ.

Во всех странах СНГ давно умеют проектировать и строить жилье, объекты торговли, развлекательные центры, спортивные сооружения, офисные помещения и т.п. Городские власти научились привлекать для этого инвестиции из различных источников, – прежде всего, это частный капитал. Но до сих пор нельзя сказать то же самое о производственной базе столичных и крупных городов СНГ, которую нужно частично ликвидировать, частично переместить и полностью модернизировать. В связи с этим возникает такая стратегическая задача развития города как системное градостроительное преобразование его производственных территорий в целях сохранения и развития промышленного потенциала. Эта задача считается одной из сложнейших в практике градостроительства всех городов мира.

 

7.  Новая жилищная политика и градостроительство

Важнейшей стратегической задачей градостроительной и архитектурной деятельности в столичных и крупных города стран СНГ становится увязка этой деятельности с новой жилищной политикой. Стратегия этой политики должна основываться на трех главных позициях: осмысленное проведение жилищно-коммунальных реформ, преодоление дефицита жилья и переход к новой пространственной схеме его размещения. Эксперты МАГ считают, например, что проводимая федеральными властями России жилищно-коммунальная реформа имеет целью только повышение тарифов и перекладывание на владельцев жилья всех расходов на содержание самого жилья и давно устаревших систем коммунального хозяйства. При этом собственников не предупреждали, что они станут нести все расходы по содержанию не только домов, но и всей коммунальной инженерии. Примером новационного по сути подхода к решению данной проблемы является Москва, которая выбрала иную стратегию проведения жилищно-коммунальной реформы. Во-первых, там продлены сроки приватизации жилья и сделан упор на обеспечение роста доходов малоимущего населения с тем, чтобы люди, став собственниками жилья, смогли самостоятельно его содержать. Во-вторых, в Москве сняли с москвичей предусмотренные реформой ЖКХ расходы на капитальный ремонт и город стал оплачивать эти расходы из городского бюджета (это огромные средств). В-третьих, в Москве начата массовая бесплатная установка приборов учета воды и тепла только для того, чтобы люди знали, за что они платят, и могли реально экономить на плате за коммунальные услуги. Таким образом, в Москве все делается для того, чтобы реформа ЖКХ стала постепенной, адаптированной к финансовым возможностям людей и предельно прозрачной в их отношениях с коммунальными службами.

 

8. Использование пространственных ресурсов городов и их территориального окружения

Стратегическим направлением градостроительной политики следует считать отказ от «втискивания» жилых домов в и без того чрезмерно уплотненную городскую застройку и переход к новым принципам размещения жилищного строительства. Например, до недавнего времени каждый пятый дом в Москве размещался как элемент так называемой «точечной застройки». Это приходилось делать для того, чтобы использовать все пространственные ресурсы города, пригодные для размещения жилья: территории сносимых ветхих и устаревших домов, реорганизуемых производственных зон, незастроенных территорий в оставшихся районах массовой застройки и в сложившихся низкоплотных районах застройки. Скоро Москва подойдет к исчерпанию имевшихся резервов и поэтому московские строители и рынок московского жилья постепенно переходит в Подмосковье, куда вслед за более дешевым жильем может потянуться самая продуктивная часть москвичей - наша молодежь. Возникла принципиально новая градостроительная задача - комплексного обустройства внемосковских территорий жилищного строительства с тем, чтобы проживающие там москвичи не были бы вынуждены ездить в столицу на работу, а сами вновь строящиеся жилые массивы не создавали бы дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру.

Этот пример приводит к самоочевидному выводу: Стратегии развития крупного города и стратегии развития его территориального окружения должны совпадать не в деталях, а в принципиальных подходах к решению общих региональных проблем. Именно такими являются проблема проживания горожан за официальными границами города и проблема работы в столичных и крупных городах стран СНГ жителей из ближайших районов. Решение аналогичных проблем является стратегически важными для всех крупных городов СНГ.

 

9. Задача формирования нового инфраструктурного каркаса городов

Важнейшим стратегическим направлением градостроительной политики обеспечения качества жизни горожан является формирование принципиально нового инфраструктурного каркаса города. Известно, что фундаментом функционирования любого города является его инфраструктурный каркас, то есть сложившиеся системы энерго,-тепло,-газо,-водо-снабжения, транспорта и улично-дорожных сетей, связи, канализации и утилизации отходов. Многие из этих элементов входят в ведение коммунального хозяйства городов. Длительный период хаотичного формирования инфраструктурного каркаса на принципах остаточного финансирования во многих городах привели к его настоящему плачевному состоянию. Ситуация дополнительно осложнилась в последние годы, когда новые объекты экономики и жилье строились таким образом, что их присоединение к ранее созданному инфраструктурному каркасу проходило без должных градостроительных, экономических и социальных обоснований.

Во многих случаях инфраструктурные системы исчерпали свои ресурсы. В этих условиях стратегической градостроительной задачей становятся инновационные решения, обеспечивающие, с одной стороны, увеличение пропускной способности и качества работы этих систем, а с другой – переход к бескомпромиссной политике ресурсосбережения. Решение этой задачи по причине того, что мир вступает в период резкого дефицита и удорожания энергетических и водных ресурсов особенно важно. Поэтому эксперты МАГ видят Стратегию социально-экономического развития столичных и крупных городов стран Содружества Независимых Государств как Стратегию безальтернативного перехода к радикальным энерго- и теплосберегающим решениям в градостроительстве и в архитектуре. Городской дом завтрашнего дня должен быть домом с минимальными потерями тепла – это стратегическая задача и архитекторов, и строителей. Это же относится и к снижению расходов бензина на транспорте, у которого сегодня каждый литр сожженного топлива эквивалентен нескольким кубометрам отравленной атмосферы.

 

  10. Заключительные положения

Все проблемы рассмотрены в этом докладе требуют адекватного законодательного и нормативно-правового регулирования. Задача состоит не в том, чтобы унифицировать градостроительное законодательство и методы нормативного регулирования градостроительной и архитектурной деятельности в столичных и крупных городах стран СНГ. А в том, чтобы это регулирование было ориентировано, прежде всего, на градостроительное обеспечение реализации единой миссии этих городов на пространстве СНГ.

Всего три месяца назад, на московском форуме МАГ «Мегаполис: XXI век» обсуждалась проблема «крупные города как ресурс развития стран». Настоящий доклад развивает и детализирует эту тему. Разработка Стратегий социально-экономического развития столичных и крупных городов стран СНГ – это, одновременно, и разработка стратегий развития этих городов в интересах наших государств. У всех столичных и крупных городов стран СНГ есть типичный набор проблем, отличающихся только масштабами и остротой. Но все, с чем столкнулись сегодня эти города, уже присутствует или обязательно будет присутствовать на всем пространстве наших стран.

В странах СНГ существует вполне объяснимое скептическое отношение к любым долгосрочным планам и стратегиям. И тем не менее, все мы приступили к их разработке, потому что люди должны знать свое будущее и будущее своих детей, потому что перспективу развития этих городов должен знать и чувствовать бизнес, потому что страны СНГ при разработке стратегий своего развития должны опираться на перспективы развития самых продуктивных ячеек общества – крупных городов. В решении этой, без преувеличения, глобальной задачи, особое место принадлежит градостроительству и архитектуре. Проблемы соответствия градостроительной и архитектурной политики указанным задачам и являются главным содержанием Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве».

Авторы сводного доклада, представленного на обсуждение участников Форума МАГ в Астане, ставили своей целью обобщить предложения городов, содержащиеся в представленных ими материалах по тематике Форума.

В этой связи мы считаем, что дискуссия, в которой наряду с участниками форума примут участие и специалисты городских служб, межгородских объединений, всех, кому небезразлична судьба будущего столичных и крупных городов СНГ, приведет к разработке плана совместных действий по решению обозначенных проблем.


 


  Главная Поиск Новости Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ  
  Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов  
© 2001-2018 Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов
  Rambler's Top100 Rambler's Top100